top of page
  • Фото автораAlexandra Litvinova

Нейропротекторный эффект практик



При помощи метода магнитно-резонансную томографии Villemure с коллегами (2015) сравнили возрастное уменьшение объема серого вещества коры у людей, занимающихся и не занимающихся йогой, а также исследовали влияние общего стажа практики и количества еженедельных занятий на объем серого вещества коры и оценили, какие отдельные аспекты практики влияют на размер мозга.


У людей, не занимающих йогой, наблюдалось возрастное снижение серого вещества мозга, чего не было отмечено у йога-практиков. Это позволяет предположить, что йога способствует защите мозга от естественных возрастных изменений.


По результатам исследования, количество часов еженедельной практики коррелировало с объемом серого вещества мозга в областях, вовлеченных в процессы формирования представления (схемы) тела, внимания, визуализации и регуляции стресса (в первичной соматосенсорной коре, предклинье, гиппокампе и первичной зрительной коре). Согласно проведенному анализу, сочетание асан и медитаций внесло наибольший вклад в размер гиппокампа, предклинья и соматосенсорной коры, в то время как сочетание медитации и дыхательных упражнений внесло наибольший вклад в объем первичной зрительной коры.


Более того, определенные изменения в мозге продолжают происходить и после нескольких лет занятий, что выражается связью между увеличением общего опыта практики и увеличением объема мозга в областях, отвечающих за вегетативную интеграцию, обработку и регуляцию эмоций, контроль перехода от безвредных к болезненным ощущениям. Большинство таких изменений было обнаружено в левом полушарии (островок, орбитофронтальная кора, лобная покрышка). Согласно одной из моделей, эти данные позволяют предположить, что многолетняя практика йоги постепенно настраивает мозг на парасимпатический режим и позитивные эмоциональные состояния.


Александра Литвинова


По материалам:

Ch. Villemure, M. Čeko, V. A. Cotton, M. C. Bushnell. Neuroprotective effects of yoga practice: age-, experience-, and frequency-dependent plasticity. Frontiers in Human Neuroscience. 2015.

bottom of page